
Около половины студентов сегодня обучаются на платной основе. 42,5% этих «платников» обучаются на экономических и юридических специальностях, невзирая на переизбыток специалистов такого профиля, считают в Минобрнауки. На эти же направления выдается более трети льготных образовательных кредитов.
В этой связи президент поручил правительству рассмотреть возможности ограничения приема на платные места в вузы. Выдавать льготные образовательные кредиты планируют только на направления, обеспечивающие технологическое лидерство страны.
Некоторые эксперты считают, что это поможет бороться с вузами, зарабатывающими на образовательных услугах низкого качества. Однако, есть одно опасение: все это может привести к росту стоимости обучения.
Ректоры вузов откликнулись на предложение президента дружным хором.
«Нередко люди идут на платные места просто для галочки, тратят деньги, не получая знаний, так как вуз не контролирует их процесс обучения», — сетует проректор МГТУ имени Баумана Борис Падалкин. Ограничения, по его мнению, помогут снизить количество «некачественных вузов, которые просто зарабатывают деньги на студентах».
«Если бесконтрольно набирать платных студентов, возрастает нагрузка на преподавателей и падает уровень подготовки», — уверен старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Борис Илюхин. Вузы, по его мнению, могут не отчислять слабых студентов «из-за опасений потерять деньги».
К чему приведет сокращение платных мест на социально-гуманитарных направлениях? И на каких именно факультетах и направлениях планируется сокращение? С таким вопросом мы обратились к Ирине Абанкиной — главному научному сотруднику Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ.
— Сокращения на коммерческих отделениях уже начались. Если судить по Высшей школе экономики, то уже фактически ликвидировали факультет креативных технологий. Очевидно, что сокращения ожидают платное отделение всего социально-экономического профиля.
Я считаю, что это неправильно, потому что мы создаем на этих отделениях креативный класс, который будет привносить новые идеи в будущее и развивать науку будущего. Без которой, кстати, никакое производство невозможно. В конце концов, люди сами вправе оплачивать те направления, по которым хотят впоследствии работать. Работа должна быть счастьем, а не принуждением.
«СП»: Чем, по-вашему, обернется сокращение мест на коммерческих отделениях вузов на экономических, социальных и юридических специальностях?
— Повышением балла ЕГЭ при поступлении и повышением платы за обучение на коммерческих отделениях. На престижных направлениях вузов цены вырастут многократно. Предвижу также серьезный отток студентов на обучение в зарубежные дружественные страны, где преподавание по социально-экономическим и юридическим специальностям не хуже, чем у нас.
В Беларуси, в Казахстане есть вузы, уровень подготовки в которых более чем приличный. Другая часть уедет учиться в Китай, страны Восточной Европы, ОАЭ.
Там много англоязычных программ, и российских студентов там принимают с удовольствием.
И еще. Это решение Минобрнауки приняло, на мой взгляд, не продумав все тонкости и последствия. Вот сейчас сократят платные места на социально-экономических и юридических факультетах. А что делать человеку, который несколько лет готовился с репетиторами по гуманитарным наукам для поступления туда, затратив на это немалые деньги?
Ведь чтобы поступить на востребованную инженерную специальность, ему придется еще несколько лет потратить на занятия с репетиторами по математике, потому что инженерные специальности — это в первую очередь точные науки.
«СП»: Можно ли назвать сокращение платных мест в вузах по ряду специальностей движением к плановой экономике, как это было при СССР?
— Я пока вижу только ограничение прав граждан на получение высшего образования и возможности реализовать себя в профессии. Все это — под видом улучшения качества образования.
Ведь уже сейчас сокращают, как назло, качественные, востребованные пррограммы, на которых студенты учились с удовольствием. В итоге мы рискуем столкнуться с оттоком молодежи в другие страны в условиях и без того провальной демографической ситуации, — считает Ирина Абанкина.
В комитете по науке и образованию Госдумы комментировать вопрос сокращения коммерческих мест в вузах на социально-экономических и юридических факультетах нам категорически отказались, причем представители абсолютно всех фракций и партий, входящих в этот комитет.
Но вопросы тем не менее остались. Кто и как устанавливает число мест по конкретным специальностям? Будут ли «платники» работать по распределению? С этими вопросами мы обратились к ответственному секретарю Координационного совета Минобрнауки России, советнику ректора РХТУ им. Менделеева Алекесандру Макуренкову.
— Сейчас идет серьезная трансформация в потребности кадров. Рынок труда стараются заполнить на ближайшее время нужными кадрами: инженерами, технологами, разработчиками оборудования, айтишниками. Инициатива о сокращении платных мест на определенных, «перегруженных» направлениях исходила от Минтруда.
Именно это ведомство составляет перспективный план потребности в кадрах. А реализация его возложена на Минобрнауки.
Но я бы не стал воспринимать это поручение президента как уже готовое решение. Сейчас идет его обсуждение в вузовской среде. Насколько мне известно, экономическое сообщество готово отстаивать объемы платного обучения на своем направлении.
Это и понятно: те, кто сейчас готовился поступать на гуманитарные специальности, никак не сможет оперативно переподготовиться на инженерно-математический профиль.
«СП»: Возникает закономерный вопрос: будут ли студенты, закончившие платное отделение, работать по распределению?
— Время от времени этот вопрос поднимают, но сейчас эта проблема решается с помощью целевого приема, когда определенное предприятие заключает договор с вузом на подготовку конкретного специалиста по конкретной специальности.
В СССР предприятия заманивали выпускников вузов социальными льготами, предоставлением бесплатных квартир. Сейчас этого нет. Студент, поступивший по целевому набору, должен отработать на предприятии, которое оплатило его учебу.
Если выпускник вуза решит выбрать другое место работы, его никто осуждать не будет, но штраф в размере от одного до полутора миллионов рублей он предприятию заплатит.
Так что система пока добровольно-принудительная. Что касается движения к плановой экономике, я бы пока не стал делать преждевременные прогнозы, потому что Госдума еще не одобрила эту инициативу.